Чакин К. П. - городской архитектор Тюмени
Опубликовал: zampolit, 17-04-2017, 20:14, Путешествие в историю, 4 163, 0
В Тюмени, особенно со второй половины XIX века, когда начало развиваться каменное строительство, жили и плодотворно трудились многие выдающиеся зодчие. В середине прошлого века в нашем крае должность городского архитектора существовала только в губернском городе Тобольске. В начале 1850-х годов проекты строительства в Тюмени, Ишиме, Ялуторовске утверждались Измайловым, «тобольским городовым архитектором». Позже, в семидесятых, городской архитектор появился и в уездном городе Тюмени. Вот некоторые имена специалистов, занимавших эту должность: Иван Карлович Ламберт (начало 70-х годов); Дмитрий Иванович Лагин (70—80-е годы); и.о. городского архитектора ялуторовский мещанин Павел Иванович Долгов (1890 г.); Адольф Адольфович Юшанский (1891—1893 гг.).
С начала XX века и вплоть до конца гражданской войны дела городского архитектора в Тюмени исполнял Константин Павлович Чакин (1875—1958 гг.). Его имя почти забыто, знают о нем единицы. А между тем и в Тюмени, и в селениях тюменского края за два неполных десятилетия он оставил столь яркое наследие, что можно лишь удивляться, почему память об этом замечательном человеке до сих пор ничем и никем не отмечена, нет о нем книг и других печатных работ, а его могила на Текутьевском кладбище, чудом сохранившаяся после расширения центральной улицы города, пребывает в запустении, полуразрушена, разграблена и, собственно, почти забыта неблагодарными потомками.
Архитектор творил во времена, когда из российской столицы на периферию триумфально перемещался архитектурный стиль модерн. Применительно к местным условиям К.П. Чакин, энтузиаст нового стиля, внес в него интересные авторские находки. Благодаря им мы и можем определить творения зодчего.
Как правило, здания К.П. Чакина, а он строил только каменные дома, густо покрыты крупномасштабным накладным орнаментом - декором. Производственные и учебные здания часто имеют запоминающиеся кирпичные накладки символического содержания: головки богов, скрещенные молотки и ключи, гнутые балки, декор из комбинаций линейной лепки т.п. Для большинства зданий характерно наличие ризалитов (часть здания, выступающая за основную линию фасада), от одного до нескольких.
Ризалиты проектировались в виде расходящегося в стороны ласточкиного хвоста — традиционного элемента русских оборонительных сооружений (вспомните кремлевские стены с бойницами в Москве или ограду Троицкого монастыря в Тюмени).
Визитная карточка творчества Чакина - рельефное украшение стен крупным кирпичным узором, часто дублирующим основные простые линии сооружения. Поначалу, в первые годы своей деятельности, он несколько злоупотреблял наружным рельефом, перегружая им архитектурное решение стен. Но позже, по мере возмужания его таланта, линии становятся проще, лаконичнее и совершеннее.
Первым зданием, спроектированным и построенным Чакиным для города, стала больница на территории Аптекарского сада (1903—1904 гг.).
Тогда он еще не был городским архитектором, а исполнял обязанности рядового чиновника в строительном отделе Думы. Больница, теперь перинатальный центр, была сооружена по заказу и на средства городского головы и миллионера А.И. Текутьева. Необычные формы здания пришлись Текутьеву по душе, и с тех пор Андрей Иванович неоднократно обращался к К.П. Чакину с заказами. Так город получил ряд великолепных особняков, большей частью сохранившихся до наших дней. Началась стремительная карьера архитектора.
Хронологию чакинского строительства можно начать с одного из самых красивых зданий города: бывшего коммерческого училища купцов Колокольниковых (Строительная академия - Индустриальный университет).
Нет, Константин Павлович не был его архитектором. Здание построено по проекту петербуржца В.К. Олтаржевского. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году проект получил золотую медаль.
Чакин, тщательно следивший за отечественной и зарубежной литературой по архитектуре, узнал об этом проекте и посоветовал Колокольниковым приобрести документацию. А сам, с согласия автора, вызвался осуществлять архитектурный надзор и взял в свои руки возведение здания. Есть основания считать, что личные отношения Олтаржевского и Чакина были достаточно теплыми. К.П. Чакину город обязан и выбором места для строительства.
Именно Чакин сумел убедить Колокольниковых не экономить на затратах, связанных с ликвидацией солидной двухэтажной гостиницы, что стояла на месте предполагаемого строительства, и с покупкой земельного участка.
К.П. Чакин был влюблен в творение Олтаржевского. И влияние этого проекта сказывалось на работах тюменского архитектора всю жизнь. Проект был тем архитектурным идеалом, к которому постоянно стремился тюменский зодчий. Посмотрите на дом Яши Шайчика (ул. Ленина, 1914 г.) или на здание, выстроенное архитектором для себя (ул. Семакова, 4; 1910 г.),
и вы убедитесь, как, не скрываясь, подражал Чакин своему кумиру.
Теперь - краткий перечень объектов Чакина:
— ремесленное училище А.И. Текутьева, 1911—1914 гг.;
— литейная мастерская возле училища, те же годы;
— складское помещение напротив училища (ул. Дзержинского, бывшая Садовая);
— кирпичная конюшня при бывшей гостинице «Эрмитаж» (ул. Володарского, 21; 1910 г.), не сохранилось;
— здание приемного покоя (район вокзала, 1915 г.);
— соседнее с ним здание (сейчас в нем располагается железнодорожная полиция, 1915 г.), ул. Привокзальная, 36;
— шестиклассное приходское училище, двухэтажное здание (1913 г.);
— бывший дом П.А. Брюханова (Республики, 42), спроектированный под кинематограф «Палас» (1914 г.);
— реконструкция народного театра А.И. Текутьева (1914 - 1916 гг.);
— электротеатр «Луч» в доме Панкратьева, угол Царской и Садовой, принадлежавший Лукину (1910 г.);
— производственный корпус завода Машарова, — станкостроительный завод;
— здания вокзалов на станциях Новая Заимка, Вагай, Ишим и жилые кирпичные постройки на станции Богандинка.
Архитектурный стиль Чакина отчетливо прослеживается при перестройках и реставрации старых зданий города, таких, как помещение областной типографии (Первомайская, 11), кафе «У тещи», на некоторых воротах отдельных зданий начала века. Есть основания считать К.П. Чакина автором проекта здания частной школы Колокольниковых , здания школы в селе Борки (заказ А.И. Текутьева),
пристроя к Спасской церкви, типографии купцов Двойниковых в г. Ишиме (ул. Чкалова, 17).
И это далеко не полный список.
К.П. Чакин родился в Перми в 1875 году в семье мещанина. Там же закончил Алексеевское техническое реальное училище, как теперь говорят, с производственным уклоном. Оно в 1880 - 1890 гг. считалось одним их лучших учебных заведений провинциальной России. Славилось хорошим оснащением лабораторий, имело прекрасное здание. Преподаватели давали ученикам солидные знания по чертежному делу, по проектированию и строительству жилых и производственных помещений. Много времени уделялось гуманитарной подготовке учащихся.
Неслучайно пермский губернатор Д.Г. Арсеньев, некогда слушатель Д.И. Менделеева по Санкт-Петербургскому университету, счел необходимым при посещении великим ученым Перми в конце 90-х годов показать среди главных достопримечательностей города и реальное училище.
После окончания училища К.П. Чакин получил диплом техника-строителя. С 1898 года он живет и работает в Тюмени. Дисциплинированный, исполнительный, вдумчивый, эрудированный, интеллигентный и опытный чиновник вскоре был замечен властями и определен в должность архитектора Тобольской епархии («Тобольские епархиальные ведомости», 1905 г., № 7). В обязанности тридцатилетнего архитектора входило обследование церковных сооружений на территории всей Тобольской губернии. Им, в частности, был осмотрен и спасен благодаря своевременно выполненным ремонтным работам Сретенский собор в Ялуторовске. Правда, потом его разрушили в начале 1930-х годов.
Старания молодого архитектора не остались незамеченными губернским начальством. В том же 1905 году его назначают городским тюменским архитектором. К этому времени он уже успел спроектировать и построить в Тюмени несколько интересных зданий, в том числе — один из производственных корпусов завода Машарова.
На этой должности К.П. Чакин успешно работает почти полтора десятка лет, тесно сотрудничает с городским головой А.И. Текутьевым. С 1909 по 1919 год К.П. Чакин, имевший в городе заслуженное признание талантливого архитектора и всеобщее уважение, дважды избирался гласным городской Думы. Здесь он работал как архитектор и строитель, был попечителем санитарного надзора, членом городского присутствия по квартирному налогу. Благодаря его инициативе в январе 1915 года в Думе работала водопроводная комиссия. Она рекомендовала гласным реконструировать водонасосную станцию на Туре за счет приобретения новейших машин.
Тогда же К.П. Чакин приступил к проектированию городского элеватора на станции «Тура». И в 1916 году элеватор был построен.
В судьбе Чакина большую роль сыграл городской голова Текутьев. Именно он, убедившись в высочайшей профессиональной подготовке К.П. Чакина, настоял на назначении его архитектором Тюмени. Благодаря такому покровительству архитектор имел выгодные заказы и подряды, быстро разбогател, стал владельцем солидной недвижимости.
С 1906 года он располагал деревянным одноэтажным флигелем по Текутьевскому переулку (ул. Перекопская), а несколько позже—двухэтажным деревянным домом на Подаруевской улице (Семакова, 6) с пристройками для прислуги и «брандмауэром по задней меже». А в конце десятых годов по собственному проекту построил двухэтажный кирпичный дом с оригинальными архитектурными формами (Семакова, 4). До сих пор это здание — одна из архитектурных жемчужин старой Тюмени.
Особняк с «музыкальными» украшениями на внешних стенах и на решетке солидного балкона, с угловым крыльцом - подъездом и внутренней винтовой лестницей в дореволюционные годы служил для интеллигенции города своеобразной музыкальной гостиной. Хозяева славились тонким музыкальным вкусом, гостеприимностью и дружелюбием.
Когда началась национализация (1918 - 1920 гг.), Чакин, вовремя сориентировавшись в обстановке, добровольно передает свой дом в городскую собственность. Возможно, по этой причине или из-за необыкновенной молчаливости и присущей ему инертности в общественных делах, он избежал репрессий, перманентно возобновляющихся в двадцатых-сороковых годах. В эти годы архитектурный талант «неблагонадежного» К.П. Чакина не был востребован. Бывший архитектор работал на технических должностях в Тюменском горкомхозе, жил в скромном одноэтажном деревянном особняке по ул. Кирова, 54. Скончался в 1958 году в возрасте 83 лет.
При встрече со знакомыми на улице К.П. Чакин неизменно по-старомодному снимал шляпу, низко кланялся: не мог забыть те нормы поведения, которые он впитал с юношеских лет еще в конце прошлого столетия. Был религиозен, носил старые галоши, в руках — большой желтый портфель.
В последние годы жизни Константин Павлович страдал пробелами в памяти, иногда не узнавал кое-кого из близких. Сказались не только возраст, но и неудовлетворенность жизнью из-за невостребованного таланта, из-за несправедливости. Такова судьба русского интеллигента-инженера, добившегося всего в жизни только за счет своих трудов, но ограбленного революцией и превращенного в полунищего советского чиновника.
Многое в судьбе замечательного тюменского архитектора К.П. Чакина остается белым пятном, особенно за период с 1920 по 1941 год. Не все его сооружения выявлены. Так, привлеченный к строительству железной дороги Тюмень - Омск в 1911 - 1913 годах, К.П. Чакин ярко проявил себя в проектировании станционных построек.